$90.45 +0.78%
$ 93.59 +0.15
€ 99.79 +0.06
               

Приватизация газопровода без участия России дорого обойдется Украине

Известия
20 июня 2014/ 13:29
Европейские и американские компании по экономическим причинам могут не принять предложение Украины войти в состав акционеров газотранспортной системы (ГТС) этой страны. По мнению советника главы «Газпром экспорта» Андрея Конопляника, из-за крайне низкого кредитного рейтинга Украины и самого «Нафтогаза Украины» стоимость заемных средств для будущей акционерной компании окажется весьма высокой, что снижает коммерческую привлекательность для проекта из-за неопределенности сроков его окупаемости. А в случае отсутствия гарантий загрузки этой трубы «Газпромом», по словам заместителя директора Фонда национальной безопасности РФ Алексея Гривача, и вовсе делает его бессмысленным. В результате планы Украины приватизировать часть своей газотранспортной системы без учета интересов российской стороны могут способствовать ускорению строительства и запуска «Южного потока», а также сильному сокращению транзитных потоков газа «Газпрома» через Украину.

Верховная рада Украины отправила на доработку правительственный законопроект о реформировании «Нафтогаза Украины», согласно которому появляется возможность создания совместных предприятий по управлению единой газотранспортной системой страны, а также по управлению подземными газовыми хранилищами Украины. В проекте предусмотрено, что в таких предприятиях доля украинского государства должна составлять не менее 51%, при этом учредителями компаний могут выступать и юридические лица, которые «принадлежат или контролируются резидентами стран Евросоюза, США или Европейского энергетического сообщества».

Предложение по участию России в подобном консорциуме в Минэнерго РФ страны не поступало, официально сообщили «Известиям» в ведомстве. Представитель Минэнерго добавил, что переговоры о возможном совместном участии в консорциуме по эксплуатации украинской ГТС длились несколько лет, но были прерваны: Минэнерго направляло проект межправительственного соглашения по этому вопросу в адрес Украины еще в 2011 году, но ответ так и не был получен. Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов на звонки не отвечал.

По мнению официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича, судьба украинской газотранспортной системы не может решаться без российского участия, поскольку доля российского газа в транзитных поставках в Европу очень солидная

— В принципе, без российского фактора украинская ГТС, особенно в том ее виде, в котором мы наблюдаем сейчас, вряд ли кому-то будет нужна, — добавил он.

Павел Завальный, президент Российского газового общества и заместитель председателя комитета по энергетике Госдумы РФ пояснил «Известиям», что влиять на процесс акционирования системы газопроводов Украины Россия не может и не будет.

— Это суверенное право Украины на своей территории акционировать свою газотранспортную систему. Они не приглашают в этот проект Россию, хотя мы еще несколько лет назад предлагали создать трехсторонний консорциум в этой области. Но на сегодняшний день участие России в этом проекте противоречило бы действию Третьего энергопакета, который сегодня намерена соблюдать Украина из-за подписания Энергетической хартии с Евросоюзом. По ее условиям, добывающие сырье компании не имеют право входить в состав акционеров системы его транспортировки даже в миноритарных долях.

Для России перспектива акционирования ГТС со стороны компаний ЕС и США грозит замещением в этой системе части объемов российского газа, предназначенного для экспорта в Европу, собственным украинским газом, который предполагается добывать впоследствии на условиях СРП с иностранными партнерами. Речь идет в том числе о сланцевом газе. Это приведет к снижению энергозависимости ЕС от российского газа, но увеличит ее зависимость от США (поскольку в таких проектах участвуют американские компании). Но это перспектива среднесрочная, которая может разбиться об экологические риски добычи сланцевого газа. «Южный поток» будет мешать этим планам, и Америка продолжит давление на Европу для замораживания строительства «Южного потока» и его введения в эксплуатацию, — сказал депутат.

Андрей Коноплянник, советник главы «Газпром экспорта» заметил, что будущие акционеры ГТС Украины будут нести огромные финансовые затраты как на ее модернизацию, так и на обустройство работы единого оператора транспортировки газа по своей территории в рамках Третьего энергопакета.

— Это может привести к тому, что они попытаются переложить часть этого бремени на «Газпром» как непосредственного участника прокачки газа по системе через рост транспортных тарифов, — считает Андрей Коноплянник. — Такой шаг может отпугнуть «Газпром» от продолжения поставок газа через Украину в текущем объеме и простимулировать разблокирование альтернативных маршрутов: трубопроводов Opal и «Ямал–Европа», а также ускоренное строительство «Южного потока» и интенсификацию переговоров по его беспрепятственному введению в строй.

При этом европейские и американские компании могут не согласиться войти в украинский консорциум, поскольку окупаемость проекта пока под вопросом, и она не будет краткосрочной. Сейчас очень велика угроза прерывания транзита газа через Украину. Это всего лишь один из факторов, который способствует удорожанию кредитов для будущего консорциума.

— В числе других факторов роста стоимости заемных средств — низкий кредитный рейтинг Украины и самого «Нафтогаза». Кроме того, по правилам Третьего энергопакета, «Нафтогаз» придется разделить на добывающую и транспортную компании, переписав между новыми структурами долговую нагрузку нынешней компании. Это делает проект единого оператора газотранспортной системы неопределенным и рискованным, что также не способствует выдаче ему дешевых кредитов. Всё это только играет на руку альтернативному российскому трубопроводу по прокачке газа в Европу в обход Украины — «Южному потоку», привлекательность использования которого растет с каждым дополнительным риском, возникающим для транзита газа через Украину, — пояснил Коноплянник «Известиям».

Замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что акционирование ГТС не сулит рисков «Южному потоку», ведь для того, чтобы в ГТС пришли акционеры, нужны гарантии загрузки этой трубы. И такие гарантии может дать только «Газпром», а делать он это не собирается.

— Попытки заблокировать «Южный поток» продолжаются на всем протяжении реализации проекта. Но они не приведут к тому, чтобы транзитный поток по украинской ГТС сохранился в прежнем объеме. Игнорирование интересов России Украиной может в итоге привести лишь к тому, что транзитный поток газа в Европу будет нарушен, что совсем не в интересах ни Европы, ни самой Украины, — уверяет он.

Пока же Украина в лице своего министра энергетики Юрия Продана заверяет Еврокомиссию, что сделает всё, для бесперебойного транзита российского газа в Европу, даже несмотря на введение системы предоплаты.
Просмотров 885
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^