$88.42 +1.28%
$ 92.51 -0.78
€ 98.91 -0.65
               

Судьба тяжелой нефти Татарстана под вопросом

Коммерсант
20 февраля 2015/ 11:46
«Транснефть» вернулась к идее обособления прокачки тяжелой нефти, в основном из Татарстана и Башкирии, в рамках отдельного трубопровода на Усть-Лугу. Объемы поставок такой нефти растут, серьезно ухудшая общее качество экспортного российского сырья. Выделение позволит создать в России новый сорт нефти, аналогичный иракским Kirkuk и Basrah Blend. Но при этом стоимость продукции «Татнефти» и «Башнефти» может резко упасть, тем более что мировой спрос на высокосернистую нефть полностью удовлетворен Ираком. В результате нефтяники готовы поддержать проект, только если потери компенсируют.

«Транснефть» обсудила с нефтяниками строительство отдельного трубопровода для поставки высокосернистой нефти на экспорт через порт Усть-Луги. Поручение проработать такой вариант поступило от Минэнерго. По словам вице-президента монополии Сергея Андронова, в результате в России может появиться новый сорт нефти, аналогичный по характеристикам иракским Kirkuk и Basrah Blend. Стоимость строительства отдельной ветки топ-менеджер оценил в 2,5 млрд руб., объем прокачки — до 23 млн тонн в год. Ресурсной базой станут месторождения Татарстана, Башкирии, Удмуртии и частично Оренбургской области. Сернистость полученного из этих регионов сырья прогнозируется на уровне 2,1-2,3%.

Основные производители такой нефти — «Татнефть» и «Башнефть», но, уточнил господин Андронов, она есть и у «Роснефти», «Газпром нефти», частично ЛУКОЙЛа. В «Транснефти» уверяют, что выделение высокосернистой нефти приведет к улучшению качественных показателей нефти, перерабатываемой на российских НПЗ, с одновременным увеличением выхода светлых нефтепродуктов, а также даст возможность увеличить поставку малосернистой нефти в восточном направлении. Вопрос с выделением высокосернистой нефти, которая сейчас поставляется в общем потоке под маркой Urals, возник из-за ухудшения показателей конечного продукта. По данным «Транснефти», ежегодный прирост объема такой нефти в системе составляет 3-3,5 млн тонн, в целом с 2009 года на западном экспортном направлении доля низкосернистой нефти снизилась с 218 млн тонн до 184 млн тонн. В 2014 году объем высокосернистой нефти в системе составил 81,1 млн тонн.

Крупные нефтяники, у которых доля высокосернистой нефти крайне мала, например, «Роснефть» и «Газпром нефть», идею «Транснефти» поддерживают. Но «Башнефть» и «Татнефть» выступают резко против. Дело в том, что высокосернистая нефть гораздо дешевле: по данным «Татнефти», дисконт может составить $40 на тонну. В компании считают, что в случае реализации проекта ей придется снижать добычу на 3 млн тонн обычной нефти в год и свернуть программу по добыче сверхвязкой нефти. По оценкам «Татнефти», на экспортных направлениях еще есть запас по крайним показателям сернистости и проблему можно решить перераспределением сырья. Источник „Ъ“ на рынке отмечает, что дисконт в $5,5 за баррель к Urals «не такой уж высокий с учетом качества нефти», а с учетом себестоимости в $20 за баррель «речь о потере рентабельности „Татнефти“ точно не идет». В «Транснефти» считают даже эту оценку завышенной, отмечая, что при поставках с Приразломного месторождения «Газпром нефти» дисконт для высокосернистой нефти составил всего $15 на тонну.

Но в «Башнефти» подчеркивают, что, «оказываясь запертыми в одном направлении, покупатели могут начать диктовать свои условия, давить на цену». Идея «Транснефти», считают нефтяники, противоречит принципу равнодоступности к нефтепроводной системе, тогда как технологический уровень НПЗ в Европе позволяет увеличить содержание серы при поставках для прокачки в западном направлении с сохранением текущего уровня стоимости. Если же проект все-таки будет реализован, в «Башнефти» считают необходимым ввести для компаний, у которых высока доля высокосернистой нефти, «специальные налоговые режимы». Вячеслав Мищенко из Argus Media считает опасения производителей высокосернистой нефти обоснованными: сейчас рынок тяжелой нефти покрывается сортами Kirkuk и Basrah, и спроса на дополнительные объемы пока нет. Поэтому, говорит эксперт, нелогично вкладывать средства и нарушать существующий баланс.
Просмотров 847
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^