$90.10 -0.39%
$ 93.59 +0.15
€ 99.79 +0.06
               

Доходность бизнеса независимых АЗС упала почти до нуля

29 марта 2017/ 08:49

Независимые продавцы нефтепродуктов жалуются на резкое падение маржинальности АЗС: по их расчетам, в первом квартале она почти достигла нуля. Причиной стал рост акцизов и необычное для зимнего сезона повышение оптовых цен на топливо, не компенсирующееся на розничном рынке. Проблему падения доходности АЗС можно решить, только освободив розничные цены от контроля ФАС, считают независимые поставщики. Но эксперты сомневаются, что государство решится отпустить стоимость топлива в предвыборный год.

"Независимый топливный союз" (НТС, объединяет ряд не зависимых от крупных нефтекомпаний участников топливного рынка РФ) подверг резкой критике ценовую ситуацию на розничном рынке нефтепродуктов. Союз считает, что сектор стал низкомаржинальным из-за повышения акцизов и сдерживания цен правительством. По расчетам организации, доходность нефтепродуктообеспечения в рознице, составлявшая в 2015-2016 годах чуть более 2 тыс. руб. на тонну топлива, в первом квартале 2017 года упала до 8 руб. на тонну (без НДС). Решением проблемы НТС видит либерализацию ценообразования во всех сегментах. Это, по мнению союза, снизит и волатильность как оптовых, так и розничных цен.

По расчетам НТС, в последние годы маржинальность АЗС упала с 25-26% в 2007-2009 годах до 17-18% в 2015-2016 годах (13% в 2014 году). Основной причиной сочтен рост налоговой нагрузки: с 2015 по 2017 год акциз на бензин "Евро-5" вырос на 62,7% (на 3,9 тыс. руб. на тонну, или порядка 3 руб. на литр), НДПИ в январе 2017 года достиг уровня 8 тыс. руб. на тонну (около 6 руб. на литр). При этом в союзе отмечают, что оптовые цены на топливо "значимо выросли, а рост розничных цен даже не покрыл дельту увеличения НДПИ и акциза". Сильно упала "маржинальность независимых АЗС, которая сегодня "провисла" вниз даже в относительно благоприятный зимний сезон", отмечают в НТС.

По данным организации, в 2015 году оптовые цены увеличились на 0,3%, розничные — на 3,5%, а в 2016 году розница резко отстала от опта, рост цен составил 24,8% и 5% соответственно.

"Мы считаем, что любая попытка найти, а уж тем более обосновать какие-либо "справедливые" или "честные" цены всегда будет представлять собой сизифов труд",— отмечается в презентации НТС (есть у "Ъ"). Фактически НТС оспаривает все вмешательство регуляторов в рынок: предлагается отпустить цены, отказаться от жесткой фиксации объема нефтепродуктов, которые нефтяники обязаны продавать через биржу, обеспечить прозрачность рынка путем развития объективных индикаторов, создать единые условия и правила игры для всех участников. В союзе напоминают, что после дефицита топлива в 2011 году на бирже СПбМТСБ увеличивается объем торгов нефтепродуктами. Но при фиксированном предложении (10% от общего объема) цена на бирже, по сути, в первую очередь зависит от сезонных колебаний спроса, а розничные цены старательно сдерживаются ФАС. "Любая попытка повышения цен воспринимается негативно: власть работает на более широкий электоральный слой автолюбителей",— отмечают в НТС, добавляя, что регулятор сломал существовавшую ранее систему, когда розничные цены на бензин в целом следовали за оптовыми. В ФАС получить оперативные комментарии не удалось. После 2011 года в высокий сезон маржинальность независимых АЗС отрицательна — до минус 7%, сейчас отрицательная маржинальность встречается и в низкий сезон, говорят в союзе.

Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков" отмечает, что холодный сезон в РФ характеризуется снижением спроса на моторные топлива и увеличением маржи по бензину на заправках из-за падения оптовых цен. Но в сравнении с прошлыми годами этой зимой маржа АЗС по бензинам оказалась существенно ниже, так как из-за налогового маневра не было падения оптовых цен. В итоге АЗС сейчас вынуждены выживать, отмечает господин Турукалов. Усугубляет ситуацию, по мнению эксперта, фактор предвыборного года, когда власти традиционно сдерживают потребительские цены на нефтепродукты. "Участники рынка прекрасно понимали, что именно этого следует ожидать в 2017 году",— добавляет он. При этом крупные нефтекомпании, владеющие сбытовыми сетями, находятся в лучшем положении. Как уточняет источник "Ъ" на рынке, низкая маржинальность сетей АЗС может быть связана с особенностями внутреннего ценообразования в оптовом сегменте и высокой закупочной ценой для собственных сбытовых предприятий вертикально интегрированных нефтекомпаний.

Коммерсант

Просмотров 1671
+ х
Комментарии
Александр Хуршудов
29.03.2017

Правильно, стоят заправки, шланги замотаны.... А о чем думали их владельцы, когда строили? Думали, что будут всю жизнь 25 % накручивать?
Нет. господа, халява вечной не бывает. Вот сейчас 10-15 % обанкротятся, а остальные выйдут на прибыль....


Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^