$87.11 -3.34%
$ 93.44 -0.65
€ 99.58 -0.95
               

Нафтогаз потребовал от Газпрома резко поднять транзитный тариф

Коммерсант
01 июня 2018/ 10:03

«Нафтогаз Украины» готов сохранить ставку транзита российского газа через Украину в 2020–2028 годах примерно на нынешнем уровне. Но для этого «Газпром» должен согласиться прокачивать по 110 млрд кубометров в год и на рост тарифов в 2018–2019 годах на треть — совокупно на $2,3 млрд. В противном случае «Нафтогаз» намерен взыскать с «Газпрома» в арбитраже компенсацию обесценения своей газотранспортной системы в размере до $11 млрд. Собеседники “Ъ”, близкие к «Газпрому», называют эту позицию «шантажом».

“Ъ” стала известна позиция «Нафтогаза Украины» по условиям транзита российского газа в 2020–2028 годах — после истечения текущего транзитного контракта с «Газпромом». По словам собеседников “Ъ”, условия коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко направил зампреду правления «Газпрома» Александру Медведеву «на майских праздниках».

«Нафтогаз» предлагает такие варианты — самостоятельное бронирование «Газпромом» мощностей газотранспортной системы (ГТС) Украины либо их бронирование клиентами «Газпрома» (последнее фактически означает сдачу газа «Газпромом» на восточной границе Украины). В этих случаях применимым правом для контракта будет украинское, которое, настаивает «Нафтогаз», сейчас гармонизировано с энергозаконодательством ЕС. Другой вариант — продажа газа «Нафтогазу» на восточной границе Украины с обратной покупкой этого объема на западной (газовый своп). В этом случае плата за транзит будет оформлена как маржа между сделками, и «Нафтогаз» готов на контракт по другому праву, в том числе по шведскому (как сейчас в транзитном контракте).

Что касается уровня тарифов на прокачку, то «Нафтогаз» настаивает на их повышении уже в 2018–2019 годах (то есть в рамках действующего контракта), считая их заниженными.

Формула тарифа сейчас состоит из двух частей — ставки за прокачку 1 тыс. кубометров на 100 км плюс цены «топливного газа» (который «Газпром» поставляет «Нафтогазу»). Топливная составляющая — компенсация затрат «Нафтогаза» на газ, сжигаемый на компрессорных станциях для обеспечения транзита. Сейчас полная ставка транзита, по расчетам “Ъ”,— $2,52 на 1 тыс. кубометров на 100 км, в том числе $0,65 топливной составляющей.

«Нафтогаз» исходит из того, что «Газпром» в соответствии с решением Стокгольмского арбитража будет прокачивать по ГТС Украины не менее 110 млрд кубометров в год в 2018–2019 годах («Газпром» с этим не согласен). По действующей ставке без учета топливной составляющей «Нафтогаз» будет получать $2,55 млрд выручки в год. Но украинцы хотят $3,7 млрд — с ростом тарифа примерно на 33%. Компания 13 марта направила «Газпрому» уведомление о пересмотре тарифов, и если стороны не договорятся, собирается идти в арбитраж. После 2019 года «Нафтогаз» считает достаточной тарифную выручку в $2,7 млрд в год без топливной составляющей (рост ставки на 3% при прочих равных), но при условии транзита 110 млрд кубометров в год. Украинцы предлагают перенести повышенные платежи за 2018–2019 годы на 2020–2028 годы, тогда в ближайшие два года тариф не изменится, а затем средний платеж составит $3,2 млрд в год.

«Газпром» не только не собирается прокачивать 110 млрд кубометров, но и публично заявляет о будущем снижении транзита через Украину до 10–15 млрд кубометров (в реальности это возможно не ранее 2021 года). По словам собеседников “Ъ”, «Газпром» на переговорах занял позицию, согласно которой после 2019 года плата за транспортировку газа от границы РФ до Германии через центральный коридор (Украина, Словакия, Чехия) должна быть сопоставима с тарифом по строящемуся трансбалтийскому газопроводу «Северный поток-2». По расчетам «Нафтогаза», в таком случае тариф через Украину должен упасть в 2,5 раза, до $1 за 1 тыс. кубометров на 100 км.

По словам источников “Ъ”, если «Газпром» настаивает на снижении тарифов или откажется гарантировать загрузку ГТС в 110 млрд кубометров, «Нафтогаз» хочет потребовать в арбитраже компенсации обесценения ГТС из-за неполной окупаемости инвестиций. Размер обесценения при тарифе в $1 и транзите до 13 млрд кубометров «Нафтогаз» оценивает в $11 млрд, при текущем тарифе и транзите в 65 млрд кубометров — в $6 млрд. В «Газпроме» отказались от комментариев, в «Нафтогазе» не ответили на запрос.

Текущий контракт ни при каких условиях, даже при смене Солнца и Луны, продлеваться не будет. Мяч на украинской стороне — они должны обосновать привлекательность и возможность транзита

Собеседник “Ъ”, близкий к «Газпрому», называет подход Киева «шантажом», поясняя, что поэтому российская компания и расторгает текущий транзитный контракт в Стокгольмском арбитраже: «Это даже смешно рассматривать». Другой источник “Ъ” в отрасли полагает, что сдача газа на границе Украины традиционно неприемлема как для «Газпрома», так и для его европейских потребителей, а вариант со свопом несет лишь дополнительные риски, «поскольку неизвестно, что "Нафтогаз" сделает с этим газом». По его словам, предварительно в рамках будущих переговоров с участием ЕС обсуждается вариант с бронированием мощностей ГТС на 30 млрд кубометров в год, то есть оплачиваться будут мощности, а не объем транзита.

«Сейчас ранняя стадия, переговоры толком не начались, и обе стороны, естественно, будут просить себе луну с неба»,— говорит собеседник “Ъ” в отрасли. Он полагает, что «Нафтогаз» хочет максимально монетизировать позитивное для него решение Стокгольма по транзиту и пытается сыграть на страхе «Газпрома» перед новыми арбитражами. «Украина дает понять, что ей терять нечего, в отличие от "Газпрома", которому нужно снабжать потребителей и после 2019 года»,— говорит источник “Ъ”.

Просмотров 1684
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^