$87.48 +1.59%
$ 92.26 -0.33
€ 99.71 -0.56
               

Станислав Митрахович: Использование средств из ФНБ для компенсации нефтяникам приведет к «политике тришкиного кафтана»

04 апреля 2019/ 12:46

Москва. Правительство России ищет способ компенсировать выпадающие доходы от роста компенсаций нефтяникам за поставки моторного топлива на внутренний рынок. Потери доходной части бюджета оцениваются 190 млрд рублей. Один из предложенных вариантов – взять деньги из фонда национального благосостояния (ФНБ). Рассмотреть такую возможность предложено по итогам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева.

Свое мнение по этому вопросу Агентству нефтегазовой информации высказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

- Переговоры о продлении соглашений нефтяных компаний с правительством о заморозке внутренних цен на нефтепродукты вновь ставят вопрос о том, кто кому должен компенсировать убытки и кто, в конечном счете, за кого платит.

По одному из предложений, звучавших на совещаниях у вице-премьера Дмитрия Козака и главы правительства Дмитрия Медведева, формула демпфера будет изменена в желаемую нефтяниками сторону. Сейчас нормативный уровень цены, от которой рассчитывается компенсация при поставке топлива на внутренний рынок, составляет 56 тыс. рублей за тонну бензина, если экспортная цена на бензин выше, государство компенсирует нефтяникам 60% разницу. Снижение, о котором правительство говорит как об опции, может произойти до уровня в 51 тыс. рублей. То есть по факту бюджет будет дополнительно выплачивать нефтекомпаниям по 3 тыс. рублей на тонну бензина, проданную на внутреннем рынке. Но выпадающие доходы бюджета в 120-190 млрд рублей - по картине мира правительственных финансистов - кто-то должен вернуть в бюджет. Минфин предлагает, чтобы компенсация прошла либо через повышение НДПИ, либо повышение пошлин, либо чтобы деньги были взяты напрямую из ФНБ.

Фундаментально решить задачу так, чтобы и «волки были сыты, и овцы целы» просто невозможно. Кто-то все равно должен брать на себя расходы - или бизнес, или бюджет, или напрямую  население, покупающее нефтепродукты в рознице. Все одновременно выиграть не могут, это утопия. А попытка достичь этой утопии приводит к малопривлекательной «политике тришкиного кафтана», когда сначала повышаются налоги, потом компаниям дают из бюджета компенсации за повышение налогов, затем ищут способы спасать бюджет, в том числе за счет всех налогоплательщиков, включая и покупателей топлива. Интересы которых, вроде бы, изначально были в фокусе приоритетной задачи «не допустить роста цен на бензин».  Что называется, «хвост вытянул - нос увяз».

Технически «тришкин кафтан» последних месяцев выглядел следующим образом.  Правительство собиралось найти деньги для бюджета, поэтому был запущен налоговый маневр и повышены акцизы на моторное топливо. Однако нефтяникам за это повышение пришлось давать компенсацию в виде «обратного акциза». К обратному акцизу была предусмотрена демпфирующая надбавка, которая должна была компенсировать производителям нефтепродуктов разницу в стоимости поставок на внешний и внутренний рынок в случае неблагоприятной для внутренних поставок конъюнктуры. Дальше выяснилось, что особенности демпфера, как его сумел организовать Минфин, не устраивают производителей, по крайней мере, в случае с бензином. А вот уже измененный демпфер, невыгодный Минфину, будут компенсировать за счет иных ресурсов.

Расходовать для этой цели ФНБ, конечно, можно, но тем самым изначальный смысл этого фонда, задуманного как часть пенсионной реформы, полностью теряется. Теряется даже смысл ФНБ как механизма для господдержки крупных инфраструктурных проектов вроде «Ямал СПГ». Да, можно переписать нормативные акты, но тогда о стабильности хоть каких-то правил игры будет говорить сложно. Получается, что можно будет чуть ли не в ручном режиме регулярно править и правила использования вообще всех «копилок», включая, и сам бюджет, и ФНБ, и «Роснефтегаз», и, скажем, пенсионные фонды госкомпаний. 

В сценарии использования средств ФНБ для компенсации бюджету эффектов измененного демпфера уходит и логика «защиты потребителей и налогоплательщиков». Ведь все равно иных денег, помимо денег налогоплательщиков, у правительства нет, и средства ФНБ - это все те же деньги с налогов.

«Политика тришкиного кафтана» полностью противоположна понятной и стабильной налоговой системе, когда все заинтересованные игроки могут планировать свои действия, инвестиции, расходы и т.д. Рано или поздно придется признать, что кому-то придется все же раскошелиться. Или это будут нефтяные компании с рисками недостаточных инвестиций в переработку. А «энергетическая сверхдержава, закупающая бензин за границей», - это картина малоприятная, и ее компании наверняка будут представлять на самом высоком политическом уровне. Или же Минфину придется со скрипом согласиться на поблажки в налогообложении ВИНКов (тогда потеряет бюджет страны). А может и населению в перспективе нескольких лет придется готовиться к росту цен на моторное топливо к уровням некоторых соседних стран, в том числе, куда идет российский экспорт нефтепродуктов. Решение будет болезненным и многим не понравится, но и «политика тришкиного кафтана» чисто технически не может быть вечной.

Просмотров 5865
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^