Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Уватские ханты: тайга, как дом родной

Мария Чмиль
09 сентября/ 09:47

Как живут ханты на тюменском севере? Далеко ли они от цивилизации, чтят ли традиции? Добраться до стойбищ коренных малочисленных народов, чтобы узнать об их жизни летом можно только вертолетом, а зимой по зимникам. Ответы на эти вопросы вы найдете в материале корреспондента Агентства нефтегазовой информации.

Деревню Тямка Уватского района не найти ни на одной географической карте. Оно и понятно, там живут только две семьи, и те родственные.

Все стойбище – два дома семей Усановых, которые живут на одном месте не одно поколение, и съезжать с обжитых мест не планируют. Научились уватские ханты жить по-соседски и с нефтяниками. Неподалеку разработку ведет предприятие «РН-Уватнефтегаз», ее сотрудники нет-нет, да заезжают в гости к коренным жителям. Справляются о нуждах, по возможности оказывают помощь, а иногда просто привозят подарки.

Спрашиваю  у одной из трех сестер в семье, лучше ли стало жить с приходом на их землю нефтяников. Татьяна, застенчиво улыбаясь, ответила, что и без них жили, но сейчас есть помощь, особенно с бензином. Раньше до ближайшего населенного пункта от стойбища жители Тямки добирались в основном на лодке, топливо было в большом дефиците. С приходом нефтяников появился бензин, а значит стал доступен и снегоход, и с обеспечением электричеством стало проще.

Татьяна за свою жизнь бывала и в Тюмени, и в Ханты-Мансийске, говорит, что понравилось, но вот жить бы там не осталась, потому что «дома лучше».

 

Коренные жители живут тем, что добудут сами. Охотой занимаются круглый год, ходят на соболя и лося, рыбачат на щуку, карася, карпа. Собирают ягоды и грибы, сами пекут хлеб в хантыйской глинобитной печи - нянь кер, который хранят в ледняках даже летом.

Стойбище небольшое, но ухоженное. Трава скошена, в клумбах цветы, везде чистота, порядок и простор, который ощущаешь только, если находишься где-то далеко-далеко от повседневной цивилизации. И виды открываются не хуже, чем в детских сказках: направо пойдешь – в лес попадешь, налево повернешься – в реку упрешься. И действительно, до ближайшего населенного пункта из Тямки надо проплыть 60 километров на  лодке летом или проехать зимой на буране. Вокруг болота и лес. Но для хантов все это – вековые деревья, непроходимые болота, река – тоже дом.

«А не страшно в лесу? Медведь же может зайти», - спрашиваю у Татьяны.

«Медведь не заходит, собаки у нас», - кратко отвечает девушка, удивляясь такому вопросу.

И действительно в хозяйстве почти нет домашнего скота: из живности в стойбище с десяток овец и куры. Зато есть девять огромных псов. Собаки верные помощники на охоте и в охране, но не от людей, а от медведей. Лай собак отпугивает зверя и не дает ему приблизиться к жилью.

Но если медведя можно отпугнуть собаками, то от грызунов и других лесных гостей так просто не  избавиться, поэтому все стратегические запасы продуктов (крупа, сахар, соль) хранятся в лабазах - сооружениях на деревянных сваях, на значительной высоте от земли. 

Расточительно относится к продуктам в семье Усановых непозволительная роскошь, ведь каждый день в магазин за продуктами не походишь. Хотя для хантов 60 километров расстояние привычное и большим не считается.

Так, глава семейства Григорий, привез себе жену за 300 километров от родного дома, из другого стойбища. Людмила, девушка милая и разговорчивая, рассказала, что до седьмого класса даже училась в школе-интернате в Демьянке, но потом в семье было решено забрать дочь из школы. Людмила совсем не жалеет, что ушла: «читать-писать умею и хватит», - замечает она.

Девушка старается помнить традиции предков, знает свой родной язык, умеет расшивать бисером национальную одежду и плести корзинки из бересты под ягоды.

«Девочки уезжают в школу, видят большие города и уже не хотят возвращаться в родной дом, а парням потом в жены брать некого», - сетует молодая хантыйка.

Сама она вышла замуж в 26 лет, до этого времени жила с отцом и матерью и сейчас не забывает родной дом, часто ездит к ним в гости.

«Зимой на буране быстро: утром выедешь, вечером уже на месте», - рассказывает Людмила, нисколько не боясь лютой стужи и не допуская мысли, что зимой на зимнике всякое может случиться.

В новом доме мужа девушке тоже нравится. Скучать не приходиться, на земле работа найдется всегда, зато добытой дичи и выращенных помидор да картошки хватает всегда. Причем у женщин традиционно забот больше, чем у мужчин. Они следят за огородом и хозяйством, пекут хлеб и вялят рыбу, занимаются рукоделием, ходят на охоту и рыбалку, а еще успевают растить детей.

Правда, в стойбище Тямки детворы нет. Людмила рассказала, что в семье ее мужа было три брата и три сестры. У одного из братьев была жена и ребенок, но малыш умер почти сразу после рождения, а сам мужчина вскоре утонул. Молодая вдова покинула Тямку и вышла замуж второй раз.

Сейчас в семье Усановых снова шесть человек, однако, Людмила надееться, что вскоре жителей станет больше, а в стойбище будет слышан детский смех. 

Тямка далеко не единственная деревня, где проживают всего несколько или даже одна семья коренных малочисленных народов севера. Всего в Уватском районе 12 жилых стойбищ КМНС, которые территориально раскиданы по всему району. И уезжать с обжитых мест никто не планирует.

Просмотров 2132
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Новости - ТОП-5

Новости - Выбор редакции