$88.42 +1.28%
$ 92.51 -0.78
€ 98.91 -0.65
               

Украинская ГТС уже дважды оценивалась - в $24,8 и $9,9 млрд

Коммерсант
13 февраля 2012/ 13:01
Как стало известно "Ъ", украинская газотранспортная система (ГТС) уже дважды оценивалась: в 2007 году — в $24,8 млрд, а в 2009 году — в $9,9 млрд. В Кабинете министров планируют провести еще одну оценку ГТС, но на этот раз с помощью одного из крупнейших мировых аудиторов. По мнению экспертов, справедливая стоимость скорее всего окажется ближе к верхнему пределу, хотя за последние пять лет актив и потерял в цене.
В распоряжении "Ъ" оказались выводы консалтинговой компании "Имидж", подписанные ее директором Надеждой Николаенко и направленные руководству НАК "Нафтогаз Украины". В 2007 году компания проводила оценку украинской газотранспортной системы и подземных газохранилищ "для отображения переоцененных основных фондов в бухгалтерском учете украинской монополии". Оценка осуществлялась согласно условиям договора от 22 июня 2007 года по инициативе тогдашнего главы НАК Евгения Бакулина. Согласно отчету исполнителя, совокупная справедливая стоимость основных средств ДК "Укртрансгаз" по состоянию на 31 декабря 2006 года составила 125,7 млрд грн, или $24,8 млрд (по курсу НБУ на то время).
В 2009 году при правительстве Юлии Тимошенко имела место еще одна оценка украинской ГТС, на этот раз консалтинговой компанией "Увекон". Как следует из письма директора "Увекона" Владимира Шалаева N96 от 31 мая 2009 года (копией располагает "Ъ"), компания провела оценку "с целью отражения этой стоимости в финансовой отчетности заказчика, подготовленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности". В своем письме господин Шалаев указывает, что его оценка базируется на информации, полученной от заказчика, и представляет собой "сумму, на которую можно обменять активы при заключении соглашения между знающими, заинтересованными и независимыми сторонами". Согласно отчету "Увекона", совокупная справедливая стоимость основных средств и объектов, принадлежащих ДК "Укртрансгаз", составила 79,5 млрд грн, или $9,9 млрд (по курсу НБУ на то время). В документе утверждается, что совокупная стоимость активов "Укртрансгаза" на дату проведения оценки "экономически обесценилась".
В пресс-службе "Нафтогаза" и Минэнерго в пятницу отказались комментировать оценки компаний "Имидж" и "Увекон". В пресс-службе Кабмина "Ъ" заявили, что 8 февраля на заседании правительства было принято протокольное поручение о проведении еще одной оценки украинской ГТС. Она будет осуществляться по поручению президента Виктора Януковича в рамках реформирования НАК "Нафтогаз Украины". Проектом программы реформирования предусмотрена инвентаризация активов НАК и ее дочерних предприятий, в частности "Укртрансгаза", который является оператором газотранспортной системы. Напомним, реформирование нефтегазовой отрасли, в частности "Нафтогаза", обусловлено присоединением Украины к договору об учреждении Энергетического сообщества и адаптацией законодательства Украины к законодательству ЕС в области энергетики с целью получить возможность привлечь европейские инвестиции для модернизации ГТС.
Напомним, 4 февраля министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко отметил, что для оценки стоимости ГТС будут привлекаться лучшие международные компании, имеющие необходимый опыт. Речь идет о всех компаниях "большой четверки". "Более того, проявили большую заинтересованность американские компании, занимающиеся аудитом в этой сфере",— заявил господин Бойко. Высокопоставленный источник "Ъ" в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго отметил, что аудит важен как для проведения IPO "Нафтогаза", так и в целях создания консорциума по управлению украинской ГТС. Он напоминает, что в ходе переговоров с "Газпромом" о его создании возникли трудности. Украинская сторона утверждает, что ее доля в консорциуме должна составлять 34%, России и европейских партнеров — по 33%. А Москва настаивает как минимум на 50-процентной доле "Газпрома". Ранее источник "Ъ" в администрации президента сообщал, что от российской монополии даже поступало предложение выкупить украинскую ГТС за $4 млрд, однако украинская сторона отказалась вести переговоры о продаже.
По мнению аналитика инвестиционной компании Dragon Capital Дениса Саквы, оценка 2007 года объективнее той, что предоставил "Увекон". "В свое время мы также оценивали стоимость украинской ГТС, основываясь на цене белорусской газопроводной системы. Так вот, если белорусская ГТС стоит $5 млрд, то украинская система, исходя из ее мощности, должна действительно стоить $24 млрд. Это объективная оценка",— говорит господин Саква. Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич в свою очередь отмечает, что когда "Газпром" проводил оценку белорусской ГТС, еще не существовало газопровода Nord Stream, способного снизить загрузку украинской ГТС на 10-15 млрд кубометров газа в год. "Поэтому логично предположить, что цена все-таки будет ниже, но, конечно, не настолько, чтобы составить 9,9 млрд",— говорит главный инвестстратег ФГ БКС Максим Шеин.
Господин Шеин отмечает, что тем, кто будет давать новую оценку, придется считаться с результатами предыдущих. "По сути, они задали рамки для их работы — поставить цену на ГТС выше, чем она была в 2007 году, до финансового кризиса и запуска Nord Stream, никто не решится. А поставить цену ниже $9,9 млрд для правительства Николая Азарова крайне невыгодно, поскольку тогда будет выглядеть так, как будто он продешевил, и Юлия Тимошенко оценила газопроводную систему дороже, чем нынешняя власть",— отмечает Дмитрий Марунич. "Наличие столь разных оценок может осложнить ход переговоров с Россией о создании ГТС: нынешние власти будут стараться вести переговоры с оглядкой на предыдущие оценки, что может помешать в принятии объективных решений",— говорит Максим Шеин. А управляющий партнер Astapov Lawyers Андрей Астапов отмечает, что если ГТС в результате будет продана либо внесена в консорциум исходя из оценок ниже $9,9 млрд, теоретически это может стать предметом судебных разбирательств и поводом для возбуждения уголовного дела. "Действительно, если власть поменяется, то у прокуратуры теоретически в любой момент могут появиться основания для обвинений в отчуждении или продаже госсобственности по заниженной цене и, соответственно, предъявления обвинения в рамках статьи 365 УК "Превышение власти или должностных полномочий"",— говорит господин Астапов.
Просмотров 791
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^