$86.09 -0.19%
$ 92.59 +0.02
€ 100.27 -0.14
               

Ямал ждет иностранных инвесторов и федеральные средства для Арктики

РИА Новости
05 октября 2015/ 14:53
Ямало-Ненецкий автономный округ продолжает развиваться с участием российского нефтегазового бизнеса. Однако, власти региона стремятся привлекать к развитию инфраструктуры иностранных инвесторов и ждут участия федеральных средств в развитии Арктики. Об этом в интервью РИА Новости рассказал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

Ямало-Ненецкий автономный округ продолжает активно развиваться с участием российского нефтегазового бизнеса. Однако, власти региона стремятся привлекать к развитию инфраструктуры иностранных инвесторов и ждут участия федеральных средств в развитии Арктики. Об этом в рамках международного инвестиционного форума в Сочи в интервью РИА Новости рассказал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.

- Вы не представляете инвестиционные проекты на форуме в Сочи. На чем вы сосредоточили свое внимание здесь?
— Мы подписали несколько соглашений с Удмуртией, Ставропольским краем, связанных с продовольственной безопасностью региона. Также хотелось бы пообщаться с коллегами-губернаторами. Кроме того, на форуме присутствуют федеральные министры, с которыми мы можем обсудить накопившиеся вопросы по арктической инфраструктуре. Так, нас интересуют строительство морского порта "Сабетта", проект "Северный широтный ход", строительство совмещённого мостового перехода через реку Обь. Эти крупные проекты требуют непосредственного участия федеральных министров.

- При этом у региона хороший опыт и подписания инвестиционных соглашений на сочинском форуме.
— Конечно. Мы здесь подписывали соглашения с компаниями "Газпром нефть", "Газпром", "Роснефть", "Новатэк" и другие. Это все крупные компании нефтегазового комплекса на территории Ямала. Они по соглашениям о сотрудничестве с правительством региона активно участвуют в социально-экономическом развитии нашего округа. В части поддержки традиционного образа жизни коренных народов Крайнего севера, например, строятся заводы по переработке оленины, рыборазводный завод, фактории, фельдшерские пункты. Кроме того, для ямальцев строится жилье, спорткомплексы, энергетические, инфраструктурные, социальные объекты…

- На церемонии инаугурации вы заявляли, что в ближайшие годы на Ямал придут триллионы инвестиций. О каких проектах идет речь? — Это, прежде всего, продолжение реализации уникального проекта по производству сжиженного газа "Ямал СПГ". Поскольку мировой рынок сжиженного газа очень перспективен, и Россия должна занимать в нем достойное место, уверен, нам предстоит создавать "Ямал СПГ 2" — второй завод будет на полуострове Гыдан. Кроме того, на Ямале идет активное развитие нефтяных месторождений компанией "Газпром-нефть". Недавно "Газпром нефть" морской отгрузкой нефти с Новопортовского месторождения на Ямале по Севморпути вывела на мировой рынок новый сорт нефти, который так и назвали "Новый порт". Очень серьезные инвестиционные проекты у компании "Роснефть", которая планирует выход на предшельфовую и шельфовую зоны Ямало-ненецкого автономного округа, масштабные проекты у компании "Лукойл". Кроме того, Ямал перестал быть исключительно сырьевым регионом. За 4 года инвестиции в обрабатывающие производства выросли в 4,5 раза.
В результате уже сегодня в ВРП региона — значительная доля от перерабатывающих производств. Вдвое увеличена мощность Пуровского завода по переработке конденсата, в ближайшей перспективе ждем ввода в эксплуатацию Новоуренгойского газохимического кластера, который будет одним из самых крупных в России. Динамика экономического развития такова, что за 5 лет количество безработных сократилось в три раза, потому что было создано 25 тысяч новых рабочих мест.
Но это — только начало. Большие надежды мы связываем с формированием новой транспортной инфраструктуры Арктической зоны России. Эти перспективы связаны со строительством Северного широтного хода, с формированием выхода в Мировой океан через порт Сабетта. Недавно мы ввели в эксплуатацию автомобильный мост через реку Надым. Это ключевое звено Северного широтного хода. С завершением строительства участка Надым — Салехард появятся дополнительные возможности для строительства железнодорожной магистрали. Это синергетически повлечет за собой развитие всех сфер экономики. Вложившись в инфраструктуру, мы превратим Ямал в крупный логистический центр, который даст дополнительные источники дохода и возможности развития. Это касается как традиционных отраслей, так и новых производств. Фактически сегодня Ямал переживает новую мощную волну промышленного развития, по масштабам и стратегическому значению сопоставимую с эпохой легендарных открытий Западной Сибири.

- Готовы ли инвесторы заходить со своим капиталом в условиях сложной экономической ситуации?
— Да, нам есть, что предложить инвесторам. Ямал — регион социально стабильный, экономически динамично развивающийся. Только за 4 года валовой продукт региона вырос в два раза и сейчас превышает 1,4 триллиона рублей. По ВРП на душу населения наш округ занимает второе место в России, а по отчислениям в федеральный бюджет — третье.
Анализируя наши проекты, могу сказать, что и для российских, и для иностранных инвесторов они не стали менее привлекательны. Наоборот, привлекательность для инвесторов к России растет, хотя бы потому, что курс евро и доллара вырос. Особенно это касается проектов по созданию транспортной инфраструктуры, по строительству порта Сабетта, Северного широтного хода. С изменением валютных курсов их инвестиционная стоимость не изменилась. Все объясняется тем, что мы в Российской Арктике реализуем проекты в большинстве своем — "рублевые". Песок, щебень, рельсы, шпалы, локомотивная тяга — все это нашего, российского производства. При этом, конечно же, очень многое зависит от стабильности на территории нашей страны и от правильных максимально открытых шагов федеральных исполнительных и законодательных органов. Поэтому очень важно, какие законы мы напишем, как "развяжем руки" инвесторам, чтобы они спокойно заходили на территорию и были уверены в том, что эти проекты обратно вернут их деньги.

- Как вы намерены привлекать инвесторов? Готовы ли предоставлять льготы?
— У нас в округе законодательно закреплен ряд региональных льгот, касающихся в основном налога на имущество для компаний, реализующих стратегические инвестиционные проекты. Но не всегда инвесторам нужны льготы. Им нужны гарантии, нужна стабильность, нужно понимание. Все проекты очень дорогие и очень длинные в сроках окупаемости — 10, 15, 20 лет. Нужна уверенность, что в течение 20 лет с их капиталами на территории России все будет спокойно. Президент и правительство занимаются этим вопросом, мне кажется, у нас неплохо получается. Еще нужно больше уделять внимания нашим малому и среднему бизнесу, потому что они как лакмусовая бумажка. Нам кажется, что это незаметно для иностранных инвесторов, а они, заходя на территорию, в первую очередь смотрят, как живет местный бизнес.

- И насколько привлекателен Ямал для иностранных инвесторов?
— У нас есть и китайские инвесторы, и французская компания "Total", шведские компании. У Объединенных Арабских Эмиратов есть желание участвовать в инфраструктурных проектах, связанных с железными дорогами, мостовыми переходами. Мы не испытываем дефицита инвесторов. Но мы пока не совсем готовы гарантировать инвесторам возврат денежных средств в долгосрочный период на федеральном уровне. С этим есть небольшие задержки.

- В такой ситуации отдается ли приоритет российским инвесторам или все рассматриваются на равных условиях?
— Российские инвесторы на Ямале — традиционно, исторически. Они работают и не испытывают какого-то дискомфорта, в регионе разработана и принята региональная Инвестиционная стратегия. Мы создаем максимально благоприятные условия для обеспечения стабильности и комфортного инвестиционного климата. Это касается не только развития инфраструктуры, снятия бюрократических барьеров и ограничений, оптимизации административных процессов, субсидирования производств и предприятий, но и предоставления налоговых льгот. Только крупным компаниям, реализующим на Ямале инвестиционные проекты, мы предоставили льгот на 36 миллиардов рублей. Это значительно больше текущего внешнего долга региона, средства которого пошли в первую очередь на реализацию самых известных и самых значимых промышленных и социальных проектов. Важно, что мы привлекаем деньги и сохраняем темпы развития, а не ждем милостей от природы.

- Какой объем инвестиций будет вложен в экономику региона по итогам 2015 года, и есть ли прогнозы на 2016 год?
— Инвестиции в основной капитал в 2014 году составил 716 миллиардов рублей, а в 2015 году — 730 миллиардов рублей. При этом за пять лет инвестиции составили 3,4 триллиона рублей и наблюдается рост за пять лет в 2,1 раза. Это демонстрирует, что мы стабильно растем в инвестициях. Я не могу спрогнозировать следующий год, так как могут быть какие-то турбулентности, но не думаю, что они будут значительными.

- Вы заявляли, что для развития ЯНАО нужна отдельная федеральная программа. Какой вы ее видите?
— Я считаю, что не только ЯНАО, а вся Арктическая зона России, безусловно, требует федеральной программы помощи в реализации масштабных инфраструктурных проектов. Здесь объективно все очень дорого. Но при этом одно рабочее место в Арктической зоне создает 14 рабочих мест в других регионах Российской Федерации. Это надо помнить и понимать. Это хороший двигатель для экономики в общем. Нам нужно софинансирование, соучастие. Львиную долю, наверное, будет вкладывать субъект, инвесторы, но определенную долю должна вкладывать федерация. Мы не просим денег безвозвратных. Все деньги, вложенные в Арктику, возвратны. Сегодня, в непростых внешних условиях, нам нужно максимально мобилизовать внутренние ресурсы России. Я считаю, что одним из таких мощных внутренних ресурсов может стать активное освоение Арктики. Мы на Ямале стараемся следовать принципу: Арктику не нужно покорять, её надо обживать. Освоение всестороннее — научное, социальное, промышленное, инфраструктурное.
Просмотров 980
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^