Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Законодательное обеспечение программы газификации России обсудили в Госдуме

22 ноября 2017/ 13:40

Москва. Федеральная антимонопольная служба намерена внедрить в Тюменской области и Пермском крае пилотные проекты по заключению регуляторных контрактов между ФАС, региональным тарифным органом и поставщиком газа, предполагающих другой подход к тарифообразованию на газ. Об этом заявила заместитель начальника управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Наталья Пронина.

В комитете Госдумы по энергетике обсудили проблемы газификации России и необходимые для ее развития законодательные решения. Обсуждение состоялось в преддверии рассмотрения проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», сообщается на сайте Госдумы.

Открывая дискуссию, председатель комитета Павел Завальный заявил: «Мы предметно обсудим проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие газификации. Но я бы хотел акцентировать ваше внимание на одном стратегическом моменте. Газификация необходима стране и самой газовой отрасли для поддержания и расширения спроса на газ на внутреннем рынке. Это одно из обязательных условий устойчивого развития отрасли в ситуации профицита добычных и магистральных транспортных отраслевых мощностей, усиления конкуренции на внешних рынках, а также при перспективе снижения темпов роста спроса на энергию по мере роста энергоэффективности и применения ВИЭ. Но газификация должна быть экономически рентабельной. А это невозможно при нашей системе ценообразования на газ. В условиях низких цен на газ на внутреннем рынке для Газпрома газификация нерентабельна, для независимых производителей - неинтересна. Отказ от государственного регулирования цен на газ в пользу межтопливной конкуренции резко увеличил бы темпы газификации в стране, так как заработала бы экономика».

Заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов в своем выступлении подтвердил, что для реализации задач, заложенных в документы стратегического планирования, в том числе, в части газификации страны, в ближайшие годы необходимо будет определиться и с моделью ценообразования на газ, и с концепцией внутреннего рынка в целом. Главной целью при принятии решений должно быть обеспечение граждан страны природным газом на приемлемых условиях и в долгосрочной перспективе. При этом надо понимать, что стопроцентная газификация страны невозможна и экономически нецелесообразна. Целевой показатель – 85%, включая автономную газификацию.

Основная ответственность за газификацию лежит на субъектах Федерации и ПАО «Газпром». В 38 регионах действуют уже утвержденные программы, еще в 33 программы проходят стадию согласования, в семи такие программы пришлось вернуть на доработку, а еще в семи – на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, вне зоны Единой системы газоснабжения, таких программ пока не может быть, вопрос можно будет решать по мере реализации Восточной газовой программы или через автономную газификацию.

Одной из основных проблем заместитель министра энергетики назвал неисполнение субъектами Федерации обязательств по подготовке потребителей к приему газа в части строительства  газотранспортной инфраструктуры. Около трети регионов в той или иной степени нарушают взятые на себя обязательства. Внесенный правительством законопроект позволит снять часть проблем.

«Не менее важно снятие разного рода барьеров и упрощение процедуры подключения к газотранспортной инфраструктуре. Минэнерго работает над этим. Целевой показатель: сокращение срока подключения, с момента обращения до момента подачи газа, с 500 дней до 135», - сообщил Кирилл Молодцов.   

И. о. директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности министерства экономического развития России Дмитрий Вахруков сообщил о еще одном законопроекте, который находится на согласовании в правительстве. Он будет направлен на расширение пропускной способности существующей газотранспортной инфраструктуры.

«Газораспределительные сети перегружены, и недостаток возможностей по присоединению к газопроводам ограничивает  экономическое и социальное развитие регионов», - заявил Дмитрий Вахруков.

Минэкономразвития предлагает законодательно прописать механизмы, которые обязали бы собственника системы газоснабжения вести расширение пропускной способности инфраструктуры. Это потребует меньших капитальных затрат, чем строительство новой, но имеет большой потенциал расширения газопотребления в уже газифицированных регионах.

Заместитель начальника управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Наталья Пронина рассказала о намерении службы внедрить в Тюменской области и Пермском крае пилотные проекты по заключению так называемых регуляторных контрактов между ФАС, региональным тарифным органом и поставщиком газа, предполагающих  другой подход к тарифообразованию на газ. ФАС полагает, что они дадут более прозрачную систему цен, возможности долгосрочного планирования и оптимизацию затрат на газификацию, при этом цена на газ для потребителя не меняется.

Председатель правления ПАО «Газпром» Валерий Голубев отметил, что Газпром фактически остается единственной организацией, занимающейся газификацией, и основным поставщиком природного газа для населения, несмотря на то, что его доля на внутреннем рынке газа за 10 лет снизилась со 100% до 45%, без собственного потребления. Проводя газификацию, компания решает поставленную перед ним государством социальную задачу, а экономически газификация является нерентабельной. Неудивительно, что независимые поставщики газа, поставляя газ промышленным потребителям на внутреннем рынке по коммерческим ценам, совершенно в ней не участвуют. При этом Газпром систематически сталкивается с неплатежами за газ. Валерий Голубев назвал низкую платежную дисциплину одной из серьезнейших проблем.

«Неплатежи достигают 170 млрд рублей. Это сопоставимо с объемом инвестиций, вложенных в программы газификации с 2005 года. Получается парадоксальная ситуация: чем больше мы вкладываем в газификацию, чем больше потребителей подключаем, тем меньше денег получаем», - заявил он.

Также он согласился с мнением Павла Завального, что концептуально решить проблему повышения эффективности газификации невозможно без изменения самой модели цено- и тарифообразования на газ и его транспортировку в стране,  создания благоприятной экономической среды для привлечения независимых производителей к газификации, но это тема для отдельной дискуссии, которая ведется не один год.

При этом, несмотря на экономические сложности,  совместная работа Газпрома и администраций субъектов Федерации, начатая в 2005 году, идет эффективно. С 2005 по 2016 год в нее было вложено около 295 млрд рублей, построено 2 тыс. 46 газопроводов протяженностью более 28 тыс. км, газифицировано 5 тыс. 60 котельных, 815 тыс. домовладений. Средний уровень газификации в России за это время вырос с 53,3% до 67,2%, в том числе в городах - с 60% до 70,9%, в сельской местности — с 34,8% до 57,1%. В 2017–2020 гг. планируется построить около 24 тыс. км газопроводов, создать условия для газификации в 3,5 тыс. населенных пунктов, что будет соответствовать 3 тыс. котельных и 700 тыс. домовладений. Если эти планы будут реализованы, то темпы газификации  увеличатся более чем в два раза.

Просмотров 2576
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Читать также

Новости - ТОП-5

Новости - Выбор редакции