Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

При поддержке ЛУКОЙЛа дети с ограниченными возможностями здоровья из Урая знакомятся с окружающим миром

17 ноября 2020/ 12:42

Урай, ХМАО. В Урае у детей с расстройство аутистического спектра (РАС) появилась возможность через ролевую игру знакомиться с разными профессиями. Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка» стал одним из победителей конкурса социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ».

Детсад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, из них 10 детей с диагнозом РАС. Чтобы научить таких воспитанников коммуникации воспитателям, педагогам и врачам приходится затрачивать много энергии, использовать все свои профессиональные навыки, терпение и трудолюбие. Поэтому приобретенный на средства гранта ПАО «ЛУКОЙЛ» обучающий набор игр для детей с аутизмом стал в этом деле хорошим помощником. Он разнообразил досуг детей и сделал воспитательно-образовательный процесс более интересным.

Заметим, что детский сад «Антошка» не раз становился победителем различных конкурсов, а с 2018 года учреждение является «Школой-спутником» по взаимодействию с пилотным опорным образовательным центром, обеспечивающим работу с детьми с особенности развития.

Как рассказала автор проекта и заместитель заведующего по ВМР Елена Плесовских, ребенок с аутизмом плохо понимает специфику различных психических состояний, причем как других людей, так и своих собственных.

«Такие дети могут запоминать целые книги, огромное количество стихов, песен, газетных статей, но не используют речь как средство общения. Они редко обращаются к кому-либо, не отвечают на вопросы окружающих, в том числе близких для них людей», - рассказывает Плесовских.

По ее словам, на попытку вступить в контакт ребенок с РАС может отреагировать агрессивно. Взаимодействовать дошкольники не умеют, поэтому и первое представление о профессии через игру при аутизме затруднено.

Зная все особенности своих воспитанников, Елена Плесовских и Лариса Молчанова создали проект «Я б в нефтяники пошел, пусть меня научат», в котором рассказала, как через ролевую игру научить детей контактировать друг с другом и окружающими взрослыми, а также как доступно рассказать воспитанникам о разных профессиях.

«Нам необходимо обучить детей исходя из их особенностей. Сначала будет налаживать взаимодействие между одним ребенком и одним взрослым, затем переходить к установлению контактов между двумя детьми, и, наконец, с помощью игры объединим ребят в группу таким образом, чтобы у них возникло ощущение связанности друг с другом. При этом будем идти к тому, чтобы роль взрослого в процессе постепенно уменьшалась», - рассказала об особенностях работы Плесовских. 

Она подчеркнула, что в такой работе очень помог специальный набор игр для детей с аутизмом, который детсад приобрел на средства гранта конкурса культурных и социальных проектов  ЛУКОЙЛа. В игровое оборудование входит множество приборов. Например, настенный коммуникатор, который дает возможность коммуникации детям с задержкой речевого развития. Он предназначен для выражения повседневных желаний, например, «мне нужно в ванную комнату».

В наборе есть говорящий фотоальбом, который станет интересным не только ребенку, но и его родителям.

«Семьи наших детей берут альбом домой и записывают короткие комментарии к фотографиям по различным тематикам: «профессии», «путешествия», «семейные традиции». Воспитатели используют альбом как для различных инструкций, так и для рассказа о работе родителей или интересных случаях из жизни в группе детсада», - уточнила автор проекта.

Многие дети с аутизмом имеют проблемы с проприоцепцией – восприятием ощущений от мышц и суставов и пониманием положения своего тела в пространстве. Часто они испытывают необычайно сильную потребность в глубоком давлении на кожу, и для этого могут пытаться обнимать других людей, залезать в тесные пространства, провоцировать взрослых, чтобы их схватили. Снизить такие потребности или «насытить» сильную потребность в глубоком давлении помогает наколенные утяжелители, которые также есть в наборе. Эти предметы уменьшают гиперактивность ребенка и помогают ему стать более усидчивым и спокойным.

Тогда как сенсомоторная труба, наоборот, разработана для развития хватательных рефлексов. Ребенок держит трубу в вертикальном положении, чувствует расслабляющую вибрацию, видит мерцание огоньков, а также слышит легкую музыку.

«Мы хотим, чтобы наши воспитанники понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, чтобы уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда. Для нас важно познакомить ребят с разными профессиями, а также орудиями и машинами с помощью которых происходит рабочий процесс. Так в будущем дети будут готовы трудиться сами, овладевать необходимыми навыками и развивать свои трудовые способности», - рассказала о желаниях и намерениях педагогов детского сада Елена Плесовских.

Она подчеркнула, что проект «Я б в нефтяники пошел, пусть меня научат» направлен не только на детей с особенностями развития, но и на их родителей. Задача работников детсада состояла еще и в том, чтобы привлечь мам и пап к участию в профориентационных мероприятиях. Так, в ходе реализации проекта прошло четыре семинара-практикума по обучению родителей игре, в которой последние получили знания по организации адекватного психолого-педагогического сопровождения развития своего ребенка. Родители узнали о способах преодоления агрессивного поведения и страхов, а также познакомились с принципами адекватного воспитания. Всего в реализации проекта приняло участие девять семей. В результате совместной работы с октября 2019 года по апрель 2020 года было проведено 10 семинаров-практикумов по обучению игре.

Заметим, что детсада №7 «Антошка» стал распространять свой проект и на другие образовательные учреждения Урая. Опыт работы дошкольного образовательного учреждения тиражировался в интернете, также было издано 50 экземпляров методических разработок и памяток.

Заметим, что коллектив детского сада «Антошка» не собирается останавливаться на достигнутых результатах и будет продолжать просветительскую работу с детьми с расстройство аутистического спектра.

«Наш коллектив подошел ко второму этапу, где мы планируем объяснять и рассказывать дошкольниками с РАС об особенностях, которые встречаются в профессиональной деятельности человека. Мы будем доносить до ребят информацию о важных качествах, позволяющих овладеть профессией, но это уже реализация нашего следующего проекта», - поделилась планами на будущее Елена Плесовских.

Просмотров 4610
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Новости - ТОП-5

Новости - Выбор редакции